Экологически безопасные продукты питания давно стали одним из востребованных товаров на прилавках магазинов. В Уфе всё большее число горожан с интересом присматриваются к эко-продуктам, с удовольствием пробуют их и включают в ежедневный рацион. Но эксперты по продуктам питания ставят потребителей в известность , что маркировка «эко» вовсе не повторяет«знак качества СССР» и необходимо проверять качество, пользу обозначенного им товара.
Часто маркетологи путём использования знака «эко» пытаются спровоцировать рост продаж товара., считают эксперты. Причина покупки товара с маркировкой «экологичный», «фермерский», «полезный» лежит в области психологии, прежде всего. Так покупатель сигнализирует самому себе о личной причастности к такому значимому и важному для общества делу – поощрению производителей безопасных и полезных продуктов. Также создаётся эйфория причастности к заботе о сохранении окружающей среды, поддержанию своего здоровья в должном состоянии. Название ощущения приобретателя эко-продуктов – самоодобрение.
Как пользоваться самолодобрением для увеличения продаж поняли ушлые менеджеры и умело продвигают определённый продукт. Но этикетка на товаре мало что значит. Обманутые маркировкой покупатели не осознают, что стали жертвами обмана под названием «гринвошинг», от иностранного слова «грин» — зелёный и «вошинг» -отбеливание». То есть происходит зелёное отмывание.
Пример гринвошинга – овощи выращены без пестицидов,нитратов и ГМО технологий. Но климат не подходит для их выращивания, защита от вредителей не обеспечена и на выходе – чахлый и неприглядный продукт. Подкормка растений должна также проходить сантиатрный контроль, чтобы избежать применения зараженного навоза больных животных . Употребление таких продуктов питания не оздоровит покупателя, а нанесёт вред его здоровью.
В Уфе появилось множество заведений здоровой еды, отмеченной как «эко». Но покупатель не должен воспринимать зелёную наклейку, как знак абсолютного качества. Вполне можно попасть на удочку гринвошинга.
К примеру в Уфе работает сеть кулинарий под названием «Пышка». В этих кулинариях покупателя заманивают трендами «продукция экологичная, полезная, фермерская, отечественный производитель». Но вот посетители-то начинают жаловаться, выказывать недовольство. Причина – заметное снижение качества продукции, падение уровня обслуживания. Вывод , сделанный потребителем: «Пышка» стала готовить хуже!»